Какие обзвоны совершает менеджер
В обязанности менеджера входят теплые и холодные звонки. Работать с «теплыми» клиентами проще. Они сами оставляют контакты для информирования о новостях, знают о компании, возможно, пользуются ее продуктами/услугами. Вероятность того, что они согласятся на диалог, высокая. С ними чаще всего работают специалисты по продажам.
С «холодными» клиентами взаимодействовать сложнее, но именно такие обзвоны важны. Почему? Пока потенциальный покупатель не знает о вашей компании/товаре, он не оформит сделку. Нужно рассказать о себе. Но есть другая сторона. Он не ждет вашего звонка, и может воспринять его негативно, особенно если вы позвоните не вовремя или презентуете совершенно бесполезную информацию. Профессионализм и интуиция менеджера в таком случае играют решающую роль.
Пример. Вы звоните Андрею. Он владелец небольшой компании по прокату авто и активный поклонник водных видов спорта. Если вы поздороваетесь и скажете, что нашли его контакты в базе участников регаты, которая пройдет в ближайшие выходные, и предложите принять участие еще в одном интересном мероприятии, высока вероятность, что он согласится. Как минимум, согласится на диалог, а дальше – вопрос того, насколько интересное у вас предложение. Если вы позвоните Андрею и предложите поставку автомобилей для его прокатного сервиса – аналогично. Если же вы решите продать по телефону зоотовары или смокинги, высока вероятность, что уже на первой фразе диалог завершится. Такой звонок вызовет негатив, если он совершенно неуместен, и вы просто тратите время Андрея, звоня ему без предпосылок и его на то согласия.
То есть, при правильной организации «холодные» звонки отлично работают, при неправильной — не просто не дают положительный эффект, но еще и действуют против вас.
Что делает менеджер
Менеджер по звонкам ищет новую аудиторию, которую может заинтересовать ваш продукт. Он звонит потенциальному клиенту, инициирует встречу, собирает информацию, располагает собеседника к себе и к продуктам компании. Ему часто приходится работать с возражениями, выходить из зоны комфорта, находить решения в нестандартных ситуациях. Это достаточно стрессовая работа.
Поэтому хорошему менеджеру нужны такие качества и знания:
- коммуникабельность
- энергичность и позитивный взгляд на жизнь
- владение основами психологии
- осведомленность о техниках убеждения и продаж, их умелое использование
- приятный тембр голоса
- аналитическое мышление — чтобы аргументировать свою позицию и убеждать клиентов фактами.
Основные задачи менеджера по обзвонам:
- «Холодные» звонки клиентам. Это ключевая задача. Иногда клиент работает с базой, которая уже собрана компанией, в других случаях — собирает ее самостоятельно.
- Информирование о новых услугах, акциях, изменениях в работе компании. Это второстепенная задача, требующая меньше усилий, так как менеджер связывается с теми клиентами, которые уже предрасположены к общению.
- Звонки должникам.
- Подготовка отчетов. Всю информацию, которая получена в ходе звонков, нужно систематизировать и зафиксировать, чтобы использовать в целях развития бизнеса. Сотрудник узнает о том, как потенциальные клиенты реагируют на продукт/услугу, какие свойства товара их интересуют, чего не хватает и так далее. Сбор статистики и ожиданий потребителей важен для оценки текущей стратегии фирмы и ее корректировки.
В список работ могут включать и другие задачи — каждая вакансия формируется под запросы бизнеса.
Алгоритм действий
Специалист по звонкам работает с клиентами по заданным сценариям. Стандартный диалог можно представить такими этапами:
- Определение цели общения
- Подготовка сценария холодного звонка. На этом этапе важно пройти от секретаря к лицу, уполномоченному принимать решения о сотрудничестве.
- Построение плана разговора с таким лицом.
- Оценка клиентского потенциала.
- Выявление потребностей.
- Презентация товара/услуги с раскрытием тех свойств и характеристик, которые могут покрыть выявленную потребность.
- Работа с возражениями.
- Закрытие звонка. Успешным считается диалог, который переводит клиента на следующий этап. Это может быть согласование времени следующего звонка, получение личных контактов, подготовка индивидуального предложения и так далее.
Для каждого этапа коммуникации с клиентом готовится текст. Его содержание и объем зависят от целей. Например, если нужно лишь получить контакт лица, принимающего решения, для дальнейшей коммуникации, диалог не должен превышать 3–5 минут. Если же нужно раскрыть суть предложения в ходе звонка, то к презентации в пределах пяти минут нужно добавить еще около 10 минут на работу с возражениями. Если после закрытия 3–5 возражений клиент по-прежнему не настроен на сделку, разговор стоит завершить.
Каждый этап коммуникации нужно детализировать, выделив основной акцент. В первом обращении должен быть самый сильный посыл, чтобы произвести впечатление и расположить к общению. Менеджеру важно быть спокойным, приветливым и искренним. Если собеседник это отметил и согласился на диалог, нужно раскрыть суть звонка, разъяснить, почему позвонили именно ему. После этого важно озвучить примерный регламент беседы и убедиться, что клиент располагает временем. После этого можно приступать к презентации, не переживая, что вас будут перебивать или пытаться завершить диалог преждевременно.
Если собеседник не дает согласие на продолжение разговора, нужно попытаться установить новые договоренности по времени и перезвонить тогда, когда это будет удобно потенциальному покупателю ваши товаров/услуг.
Формула успешного обзвона
- Качественная база для звонков. Если звонить всем подряд, процент «попаданий в цель» будет ничтожно низким, как и уровень мотивации сотрудника. Собирать базу можно разными способами. Если вы работаете в сегменте B2B, можно использовать порталы с открытыми данными о компаниях в нужной вам отрасли, фильтровать их по сегментам, оборотам. Можно купить базу (у мобильного оператора, организатора профильных выставок и конференций, типографии, агентства по маркетинговым исследованиям) получить полезные контакты у партнеров организовать обратный таргет провести собственные исследования задействовать парсеры.
- Релевантное предложение. Мы уже давали пример того, что может заинтересовать потенциального клиента в незапланированном звонке, а что вызвать раздражение. Если вы не уверены в 100% целевом соответствии, задействуйте «магниты», предлагайте что-то бесплатно. Например, промо-продукцию в подарок при согласии выслушать спецпредложение или подарочный сертификат в крупную торговую сеть. Вы не знаете, что именно любит клиент – товары для рыбалки или музыкальные инструменты, поэтому выбирайте максимально гибкие бонусы, чтобы любой человек мог ими воспользоваться.
- Хороший скрипт. Это скрипт, который включает множество стратегий обхода секретаря, наводящие вопросы, нестандартное предложение, интересную презентацию УТП.
- Эффективный инструменты прозвонов. Совершать звонки может:
- один человек/целый отдел вручную — долго и не всегда эффективно, затратно, так как нужно купить оборудование, организовать рабочие места, оплатить отпуск/больничный
- удаленный колл-центр — не нужно выделять сотрудникам место в офисе, заниматься наймом, но у таких операторов низкая осведомленность о вашем продукте, вовлеченность в развитие вашего бизнеса, они меняются между проектами
- голосовые роботы и автоматизированные прозвоны — высокопроизводительные, не зависят от самочувствия/настроения, ничего не забывают и не путают, достаточно один раз настроит скрипты обзвонов и собирать аналитику.
В компании МТТ реализован голосовой помощник, который заменит менеджеров в рутинных задачах и создаст для них очередь на коммуникацию уже на этапе индивидуального предложения. Его можно интегрировать с CRM и другими системами для повышения качества обслуживания и конверсии холодных звонков в целевые действия.