Ключевой фактор IP-телефонии – стандарты, которые включают протоколы и определенные технические требования. Все стандарты утверждаются Международным союзом по электросвязи (ITU).
Для функционирования IP-телефонии разработан ряд протоколов, которые регламентируют процесс передачи данных по IP-сети.
Протокол H.323
Первый разработанный и распространенный протокол. Протокол H.323 помогает выстроить систему IP-телефонии от начала до конца. Протокол H.323 содержит требования к передаче голоса, обмена аудио-и видео- сообщениями. Рекомендации H.323 предусматривают:
-
Управление пропускной способностью
-
Стандарты аудио и видео кодеров
-
Стандарты управления вызовами
-
Конференц-связь для разнородных сетей
-
Поддержку конференц-связи для 3-х и более собеседников
-
Взаимодействие приложений.
Голосовые кодеры технически должны соответствовать следующим требованиям:
-
Пропускная способность 8 кбит/с
-
Высокое качество передачи голоса
-
Восстановление потерянных данных.
В процессе передачи около 30% пакетов данных могут запоздать или потеряться. Технологии IP-телефонии обеспечивают восстановление потерянных данных. Процесс кодирования непосредственно влияет на процесс восстановления данных. Распространенный алгоритм кодирования – G.723.1.
RTP (Real-Time Transport Protocol)
RTP - базовый протокол, используемый в приложениях с передачей мультимедиа. С помощью данного протокола устанавливается очередность пакетов данных независимо от их поступления. Для этого пакетам присваиваются порядковые номера и время поступления.
MGCP (Media Gateway Control Protocol)
MGCP - протокол, предназначенный для управления телефонными шлюзами IP-телефонии. Работает с компонентами H.323 и с составляющими SIP – протокола.
SIP (Session Initiation Protocol)
SIP - протокол инициирования сеансов, обеспечивает организацию, ведение и завершение сеанса связи. Благодаря SIP протоколу пользователи обмениваются интерактивными данными: голосом, видео и текстом.
SIP-протокол обеспечивает:
-
Поиск местонахождения собеседников
-
Определение готовности адресата к контакту
-
Анализ информации о технических возможностях собеседников
-
Управление потоком данных
-
Управление сеансом связи.