Принцип работы IP-телефонии

Об IP-телефонии слышали, скорее всего, все, кто хоть раз задумывался об оптимизации телефонной связи. Технология IP (Internet Protocol, межсетевой протокол) или, точнее VoIP, Voice over IP, позволяет использовать глобальную сеть для совершения и приема звонков.

Это удобно, надежно и дешево. Например, в рамках пакетов федерального провайдера МТТ вы можете звонить на мобильные номера в РФ по тарифам от 1,08 руб./мин без НДС и общаться без роуминга. IP-связь, в среднем, на 90% дешевле аналоговой и сотовой.

У такой телефонии, кроме совершения и приема звонков, много других возможностей. С МТТ вы получаете многофункциональную виртуальную АТС с полным контролем расходов и разнообразными телекоммуникационными инструментами. Разберем, в чем принцип работы IP-телефонии, что нужно для ее подключения и использования и какие возможности она открывает для бизнеса.

В чем суть IP-телефонии

Суть IP-телефонии в передаче сигнала (голоса) не по телефонным проводам, а по интернет-каналам. Для нее не нужны аналоговая АТС или проводные аппараты. Функционал и номера подключаются и активируются очень быстро. С МТТ вы получаете к ним доступ уже в день подачи заявки. При этом качество, стабильность, бесперебойность связи на высоте.

Для организации интернет-телефонии используется технология VoIP. Именно она позволяет передавать голосовой сигнал по веб-каналам и совершать звонки практически с любого устройства, подключенного к глобальной или корпоративной сети. Можно настроить телефонию для общения через стационарный компьютер, ноутбук, планшет или телефон — обычный, специальный SIP, мобильный.

Принцип VoIP (IP) связи базируется на двух ключевых операциях. Первая — конвертация двунаправленного звукового сигнала (человеческой речи) в цифровой вид и обратно с помощью кодирующих-декодирующих устройств. Вторая — формирование данных, которые будут передаваться по сети. Таким образом, звук сначала кодируется в цифровой вид. Затем он передается по сети, на «выходе» декодируется в аудиосигнал и абонент слышит вас.

Для телефонии понадобится:

  • канал интернет-соединения и сервер, на котором будет разворачиваться виртуальная или аппаратная АТС;
  • телефоны, по которым будут звонить пользователи, или аналогичная по функциям аппаратура;
  • ПО для использования всего функционала связи и телефонии с разных устройств.

Вам не нужно закупать много специального оборудования. Главное — интернет-связь. Облачные серверные мощности, телекоммуникационное оборудование находится у провайдера. Он предоставляет доступ, которым можно пользоваться откуда угодно. Если офис переедет на новое место, вы сохраните номера, не придется заниматься перевозкой оборудования и прокладкой телефонных проводов.

Шлюзы IP-телефонии и передача сигнала

Для поддержки связи по IP понадобятся специальные системы — шлюзы. Каждый из них соединен с телефонным аппаратом или подключен к линии абонентской АТС. Физические устройства может разделять расстояние в тысячи километров, но общение будет поддерживаться в режиме реального времени.

Принцип функционирования IP-шлюзов следующий:

  • при приеме и оцифровке телефонный сигнал сжимается, обрабатывается специальной картой и разбивается на отдельные пакеты данных по стандартным алгоритмам ITU — G.711 или G.729;
  • пакеты инкапсулируются и отправляются на шлюз абонента с помощью стека управляющих протоколов TCP/IP — в подавляющем большинстве случаев SIP (Session Initiation Protocol), но иногда и Н.323, MGCP или других;
  • приемный шлюз передает пакет данных на телефонные устройства — для определения адреса и соединения используется таблица маршрутизации;
  • на принимающем оборудовании сигнал декодируется, и абонент получает вызов.

В современных сетях задержка звука при передаче составляет не более 400 миллисекунд. Чтобы человеческое ухо ее не воспринимало (его верхний порог — 250 миллисекунд), используются технологии, сводящие к минимуму потерю сигнала и «пропадание» голоса. Поэтому современная связь качественная, а слышимость отличная.

Шлюз IP-телефонии способен обслуживать от одного до 500 и более устройств у пользователей и/или провайдеров. Также организовать связь можно при помощи пограничных систем. Шлюз в них соединен с модемами и удаленным доступом. Удобнее и дешевле всего подключаться к операторам цифровой телефонии. Вы сможете совершать междугородние и международные вызовы по доступным тарифам, а внутри локальной корпоративной сети даже звонить бесплатно.

Сеть, серверы и подключаемые устройства

Все мощности телефонии легко разворачиваются на интернет-сети, проложенной в офисе или дома — телефонная проводка не понадобится. Коммутационное оборудование разных изготовителей легко синхронизируется в рамках единой виртуальной АТС.

Однако, для работы системы нужен выделенный канал, чьи характеристики обеспечат требуемое качество, «чистоту» и бесперебойность связи. Минимальная пропускная способность для него — 360 кбит/сек. Тогда даже при запуске дополнительных программ, использующих интернет-сеть, линия будет работать стабильно и не окажется перегруженной. Скорость соединения желательно поддерживать не ниже 128 кбит/сек, минимально — от 64 кбит/сек. Параметры вашей сети можно выяснить самостоятельно, с помощью скоростных онлайн-тестов.

Для организации телефонии достаточно типовой сети, желательно — с оптоволоконными кабелями. Именно от них, а также от условий оператора, зависят пропускные характеристики канала. Чтобы все работало, а вы не переплачивали, продумайте — какой тариф вам нужен, сколько человек будет одновременно пользоваться АТС, какие задачи вы перед ней ставите.

Разворачивать телефонные мощности можно на базе собственных, «физических» серверов. Однако, намного более удобным, экономичным и гибким решением станут облачные (SaaS). В этом случае «физические» серверы и сопутствующее оборудование находится у поставщика услуг, а вы пользуетесь ими удаленно — независимо от места, где находитесь.

К IP-системе можно подключить и обычный аналоговый телефон — достаточно присоединить его к компьютеру через адаптер (шлюз). Однако, функционал у такой модели лишь базовый — отправка и прием вызовов. Чтобы пользоваться всеми возможностями, используют:

  • SIP-телефон. Это терминальное устройство, поддерживающее протокол Session Initiation Protocol (опционально — Н.323 или MGCP). SIP-аппарат напрямую подключают к сети, после чего с него можно звонить на любые номера и устройства.
  • Программный телефон — софтфон. Специальное ПО, которое устанавливают на стационарный компьютер или ноутбук. Для общения нужен микрофон с динамиком или гарнитура, USB-трубка.
  • Смартфон. На нем должна быть настроена переадресация или установлена специальная сим-карта, поддерживающая технологию FMC. Второй вариант удобнее — пользователь получает доступ к личному кабинету со статистикой по номерам и прочим функциям АТС.

Дешевая и качественная связь с простым подключением

Благодаря особенностям работы IP-систем связь становится максимально доступной, гибкой, а телефония в целом — простой в подключении и настройке. Она может быть проводной или беспроводной (по Wi-Fi), глобальной или локальной — с использованием внутреннего сервера, без внешних АТС. Емкость телефонных линий используется полностью, так как технология сжатия пакетов данных решает проблему избыточной производительности сети и лишних расходов на нее. Экономия увеличивается и за счет:

  • минимизации расходов на подключение — не нужно прокладывать отдельные линии, достаточно стандартного доступа в сеть и телефонов;
  • дешевой и быстрой настройки — не нужно привлекать внешних IT-специалистов, разобраться, как все работает, можно самому, не тратя времени и денег;
  • бесплатной корпоративной связи — даже между филиалами и сотрудниками, находящимися в разных городах (у МТТ есть для этого решения с удобными короткими номерами).

Качество связи достигается за счет совершенствования телефонии, серверов, повышения устойчивости алгоритмов к задержкам и прочим неполадкам, введению новых протоколов, повышающих скорость, резервирующих полосу пропускания и т.д. Решается проблема занятой линии — легко настраивается переадресация, поддерживаются многоканальные номера.

Возможности для телефонной связи

Главная, но далеко не единственная функция IP-телефонии — связь абонентов для голосового общения. Качество звука и стабильность подключения обеспечиваются современными каналами передачи данных. Сервисы виртуальных АТС помогают легко настроить связь, сохранив высокую конфиденциальность информации с помощью защитных протоколов.

В рамках разных пакетов предоставляется:

  • федеральный (8-800) многоканальный номер — в айпи-телефонии можно легко настроить «горячую линию» колл-центра или офисной приемной с бесплатными входящими, с которой каждый абонент сразу дозвонится вам, вы повысите клиентоориентированность и качество обслуживания в вашей компании;
  • городской номер — с виртуальными технологиями ему можно присвоить код Москвы или любого другого населенного пункта, ваша офис будет находиться в привычном месте присутствия бизнеса, а клиенты будут больше доверять вам;
  • короткий номер для упрощенной коммуникации между сотрудниками в единой сети — в том числе в удаленных филиалах и офисах;
  •  анонимный номер и другие возможности.

Для всех номеров поддерживается возможность разговаривать по дешевым интернет-тарифам, интегрироваться в единую АТС, передавать медиафайлы и отправлять/получать смс. Настройка переадресации поможет всегда оставаться на связи и быстро ответить каждому звонящему клиенту. В нерабочее время входящие вызовы может обрабатывать голосовая почта — абонент оставит вам звуковое сообщение по телефону.

Конференц-связь позволит проводить совещания, переговоры, митапы в аудио- или видеоформате. Участники при этом могут находиться в филиале в другом городе, в командировке — чтобы присоединиться к общей беседе, им понадобится только телефон.

Полезные для бизнеса функции IP-телефонии

IP-телефония, прежде всего, нацелена на решение бизнес-задач — рост продаж, повышение качества обслуживания клиентов, контроля над расходами на связь. Для расширения возможностей связи подключается дополнительный функционал:

  • Голосовое меню IVR. При звонке по телефону клиент слышит приветственное сообщение. Его скрипт эффективно решает задачи «холодного» прозвона, совершения целевого действия или роста продаж. С помощью интерактивного меню, управляемого тоновым набором или даже голосом абонент выбирает функции меню, не привлекая оператора (если нужно, система свяжет клиента с ним). IVR упрощает клиентскую коммуникацию и высвобождает сотрудников компании или колл-центра.
  • Запись разговоров сотрудников с клиентами и между собой. Подключив функцию, можно анализировать и исправлять ошибки в клиентской коммуникации, быстро обучать новичков и контролировать эффективность работы персонала.
  • Callback и другие виджеты для сайтов. С их помощью клиент может заказать бесплатный обратный звонок, оставив в онлайн-форме свой номер, чтобы менеджер с ним связался. Виджеты помогают наращивать число обращений в компанию и увеличивать продажи.

Во всех пакетах предусмотрена детализация звонков и аналитика. В личном кабинете, который предоставляет МТТ, ведется журнал вызовов, агрегируется информация о времени, продолжительности, результате разговора. Статистика упрощает анализ результатов переговоров и контроль над расходами на связь.А если подключить телефонию с CRM, можно значительно расширить возможности для роста бизнеса — от составления «карточки клиента», в которой отмечаются все коммуникации с ним, до организации возвращения к корзине и допродаж через смс-информирование после успешных сделок.

У IP-связи и виртуальных АТС есть и другие возможности. Чтобы узнать о них, оставьте запрос на сайте МТТ и не убирайте телефон далеко. Мы быстро вам позвоним, расскажем о сервисах и поможем выбрать пакет.

Назад
Предыдущая статья Следующая статья
Назад