MTT started the year 2003 by connecting to its transit network the 100th operator, DagTelecom, a GSM-900 mobile operator in Dagestan Republic, on 8 January.

A week later, i.e. on 15 January, MTT announced the acquisition of Neva Line, a St. Petersburg telecom operator. The local St. Petersburg operator had to be purchased due to a significant extension of MTT’s operations in the North-West of Russia. Later in February, the first St. Petersburg mobile operator to be connected to MTT’s local switching centre was St. Petersburg Telecom JSC. However, this company’s didn’t stay the only operator connected to MTT’s local switching centre long: on 11 March 2003 the connection of VympelCom’s St. Petersburg subnet to MTT through this local centre was announced. The fact that this large-scale Russian mobile operator was interested in this local switching centre confirmed that establishing local switching centres was the right strategy for MTT.

In autumn 2002, MTT had announced that it was ready to render GPRS roaming service to Russian operators; already in early 2003, MTT started the provision of this service, and starting from 1 February 2003 the company implemented international and national GPRS roaming service for Sonic Duo (MegaFon network operator in the Moscow Region).

At the end of February, MTT’s GPRS roaming reached Siberia. Siberian Cellular Systems, a subsidiary of MTS JSC, which provided mobile communication services in Novosibirsk Region and the Republic of Altay, connected to MTT’s GPRS roaming service.

Starting from 1 April 2003 national GPRS roaming service was launched for the first time in Russia. Access to this service was provided to customers of Kuban-GSM (Krasnodar) and Siberian Cellular Systems-900 (Novosibirsk).

The establishment of GPRS roaming through MTT’s network was very convenient for Russian operators. Thanks to a distributed system of MTT’ access nodes, operators were able to connect to GRX network directly in their region without having to lease expensive long-distance telecom links. To provide GPRS roaming through MTT’s network, operators used the existing links which transmitted voice and signal traffic. Besides that, since almost all Russian operators are connected to MTT’s transit network, using this network GPRS roaming with any GSM operator within Russia can be promptly established (including on-net GPRS roaming to connect regional subnets of a network). Using this service is very convenient for the customers. To get access to the GPRS service from the host network, the subscriber does not need to reconfigure his or her mobile terminal: the access is provided the same way as from the home network.

2003 was the time when the regions finally “defeated” the two capitals. In terms of the growth rate of the number of mobile subscribers they had been ahead of the capital networks earlier; in 2003, they were also ahead in terms of the absolute number of subscribers.

According to the Ministry for Communications of the Russian Federation, as at the end of 2003 there were 36.1 million mobile telecom subscribers in Russia. In the “capital” regions, i.e. Moscow City, Moscow Region, St. Petersburg and Leningrad Region, 15.1 million subscribers were registered, the number of registered subscribers in the rest of Russia totalling 21 million.

MTT made a significant contribution to the development of mobile networks in the regions, providing to the regional subscribers the same range of services as to the “capital” network subscribers.

On 24 April 2003 MTT launched its first regional local switching centre in Krasnoyarsk.

This event was recognized as a significant contribution to the region’s development. The celebration organized after the launch of the switching centre was attended by A.E. Kroupnov, MTT’ First Deputy General Director, I.A. Devyatkin, Vice-Mayor of Krasnoyarsk, A.I. Marishin, Vice-President of SibChallenge-Telecom LLC, representatives of local and federal mobile operators, fixed-line operators and regulatory authorities. By the end of 2003, another two local switching centres were launched in Samara and Novosibirsk.

MTT actively developed cooperation with fixed-line telecom operators. A dramatic increase in the number of mobile network subscribers caused a significant increase in the volume of traffic transmitted through MTT’s transit network, including to fixed-line operators’ networks. MTT experts had to face the challenge of organizing efficient interaction between mobile and fixed-line networks. MTT’ local switching centres played an important role in solving this task.

On 10 July 2003, work aimed at establishing interaction between MTT’s network and the network of MGTS, the largest Russian fixed-line operator, was completed. A bridge link between the Moscow local switching centre of MTT and the transit telecom node of MGTS JSC was launched. The bridge between MTT and MGTS was aimed at establishing connections and transmission of the local traffic between fixed-line subscribers of the Moscow city telephone network and mobile subscribers of Moscow mobile telecom networks. The transmission of the local traffic from MGTS network to mobile networks through the local switching centre allowed improving the quality of service and solving the difficulties that the subscribers faced while trying to call through “8” from city fixed-line telephones to mobile telephones with federal numbers. The solution came right on time: by that time a lot of MGTS subscribers had experienced difficulties while trying to reach mobile phones with federal numbers. After hearing several “busy” tones when dialling “8” the callers usually gave up trying. This caused negative attitude to telephone communication with subscribers in general and lost profit for mobile operators.

During 2003, MTT experts established interaction with alternative fixed-line operators, such a Zebra Telecom, MTU-Inform, some regional operators etc. By the end of 2003, 39 fixed-line network operators were connected to MTT’s transit network.

According to the results of 2003, the number of mobile subscribers in Russia exceeded the number of fixed-line subscribers. The income of mobile telecom companies accounted for a significant part in the total income of the telecommunications industry in Russia. Commenting on the situation, L.D. Reiman, Minister for Communications and IT of the Russian Federation, said that mobile radio and telephony services became more affordable than fixed-line telephony services. “This will require adjustments in the principles and methods of state regulation in this sector, which have to be focused on further competition development and on decreasing the role of the government in the regulation of the market players’ activities”, he said.

The total volume of telecom services provided in 2003 totalled 359.1 billion roubles (i.e. approximately $13 billion). The share of traditional operators (natural monopolists) accounted for 40%, the share of new telecom operators accounting for 60%. The total revenue of the Russian mobile operators totalled $5 billion.

This time also had a special significance for Multiregional TransitTelecom, which was growing together with the Russian telecom market and actually driving this growth. By the time of its 10th anniversary it was decided to change the company’s form of business. On 28 August 2003 the shareholders decided at the general meeting to transform the company from a closed joint-stock company to an open joint-stock company (Multiregional TransitTelecom JSC). On 4 September 2003 the company was issued a certificate confirming that the record on state registration of Multiregional TransitTelecom JSC had been introduced to the State Register of Legal Entities under No. 2037705073404.

On 24 December 2003, by the decision of the State Telecommunications Commission, a General Plan for the development of a unified transit network for federal mobile telecom networks in 2010 was approved, which determined the future development of MTT. The approval of the General Plan for the transit network development meant that the Russian telecom community had consented to the decisions and future plans for MTT’s network development specified in this document at the highest level.

В 2003 г. МТТ вошел, присоединив к своей сети юбилейного, сотого оператора. Им стала компания «ДагТелеком», предоставляющая услуги сотовой связи в стандарте GSM-900 на территории Республики Дагестан, которая была подключена к транзитной сети МТТ 8 января 2003 г.

Неделю спустя, 15 января, МТТ объявил о покупке санкт-петербургского телекоммуникационного оператора «Нева Лайн». Приобретение местного оператора связи в Санкт-Петербурге было вызвано значительным расширением деятельности МТТ в Северо-Западном регионе России. В конце февраля к локальному центру коммутации МТТ в Санкт-Петербурге подключился первый сотовый оператор - ОАО «Санкт-Петербург Телеком». Однако долго побыть единственным оператором, подключенным к первому ЛЦК МТТ, петербургской компании не удалось – уже 11 марта 2003 г. было объявлено о присоединении к сети МТТ через этот ЛЦК санкт-петербургского фрагмента сети «ВымпелКома». Проявленный к ЛЦК интерес со стороны одного из крупнейших российских сотовых операторов стал подтверждением правильности и своевременности избранного МТТ пути по организации таких элементов своей сети, как локальные центры коммутации.

О своей готовности оказывать российским операторам услуги GPRS-роуминга МТТ объявил осенью 2002 г. и уже в начале 2003 г. предоставил эту услугу, а с 1 февраля 2003 г. внедрил услугу по обеспечению международного и национального GPRS-роуминга компании «Соник Дуо» (оператор сети «МегаФон» в Московском регионе).

В конце февраля GPRS-роуминг от МТТ пришел в Сибирь. К услугам по обеспечению GPRS-роуминга подключилась компания «Сибирские сотовые системы» - дочерняя компания ОАО «МТС», оказывающая услуги сотовой связи в Новосибирской области и Республике Алтай.

А с 1 апреля 2003 г. впервые в России была реализована услуга национального GPRS-роуминга. Доступ к этой услуге получили абоненты компаний «Кубань-GSM» (Краснодар) и «Сибирские сотовые системы-900» (Новосибирск).

Возможность организации GPRS-роуминга через сеть МТТ стала крайне удобной для российских операторов. Благодаря разветвленной системе узлов доступа МТТ операторы получали возможность подключаться к GRX-сети непосредственно в своем регионе, без необходимости арендовать дорогостоящие дальние каналы связи. Для обеспечения GPRS-роуминга через сеть МТТ операторы использовали уже существующие каналы, по которым производился пропуск голосового и сигнального трафика. Кроме того, поскольку к транзитной сети МТТ подключены практически все российские операторы, использование этой сети позволяет в кратчайшие сроки организовать GPRS-роуминг с любым GSM-оператором внутри России (в том числе, внутрисетевой GPRS-роуминг для связи региональных фрагментов одной сети). Использование этой услуги было очень удобно и для абонентов. Для доступа к GPRS-сервису из гостевой сети абоненту не нужно производить каких-либо перенастроек своего мобильного терминала - доступ к услугам осуществляется тем же привычным образом, что и в домашней сети.

2003 г. стал временем окончательной «победы» регионов над столицами. По темпам роста мобильных абонентов они уже давно опережали столичные сети, а в 2003 г. окончательно оформился перевес регионов и по абсолютному количеству абонентов.

По данным Министерства связи РФ, на конец 2003 г. в России насчитывалось 36,1 млн абонентов сетей сотовой подвижной связи. При этом в столичных регионах – Москва, Московская область и Санкт-Петербург, Ленинградская область – было зарегистрировано 15,1 млн абонентов, в других регионах России – 21 млн абонентов.

Немалую роль в развитии мобильных сетей в регионах, а главное в предоставлении региональным абонентам того же набора услуг, что имеют абоненты столичных сетей, сыграл и оператор МТТ.

24 апреля 2003 г. в Красноярске в эксплуатацию был запущен первый региональный ЛЦК МТТ. Начало работы локального центра коммутации расценили как значительный вклад в развитие связи в крае. В торжествах по случаю ввода в эксплуатацию ЛЦК приняли участие первый заместитель генерального директора МТТ А.Е. Крупнов, вице-мэр Красноярска И.А. Девяткин, вице-президент ООО «СибЧелендж-Телеком» А.И. Маришин, представители местных и федеральных сотовых операторов, компаний фиксированной связи, регулирующих органов. До конца 2003 г. в эксплуатацию были введены еще два ЛЦК в российских регионах – Самаре и Новосибирске.

Активно развивалось сотрудничество МТТ с операторами фиксированной связи. Резкое увеличение абонентов сетей сотовой подвижной связи привело к значительному росту трафика, пропускаемого по транзитной сети МТТ, в том числе и на сети операторов фиксированной связи. Специалистам МТТ пришлось решать задачу обеспечения эффективного взаимодействия мобильных и фиксированных сетей. Серьезную роль в решении этой проблемы сыграли локальные центры коммутации МТТ.

10 июля 2003 г. были завершены работы по организации взаимодействия сетей МТТ и крупнейшего российского фиксированного оператора – компании МГТС. Началась эксплуатация межсетевого соединения, связывающего московский локальный центр коммутации МТТ и транзитный узел электросвязи (ТУЭ) ОАО «МГТС». Межсетевое соединение МТТ - МГТС предназначалось для установления соединений и пропуска местного трафика между стационарными абонентами московской городской телефонной сети и мобильными абонентами московских сетей сотовой подвижной связи. Пропуск местного трафика из сети МГТС на мобильные сети через ЛЦК позволил улучшить качество связи, а также решить проблему дозвона через «восьмерку» с городских стационарных телефонных аппаратов на мобильные телефоны с федеральными номерами. Решение подоспело как нельзя кстати: к тому времени уже немало абонентов МГТС столкнулись с проблемой дозвона до обладателей мобильных трубок с федеральными номерами. Услышав после набора «восьмерки» несколько раз сигнал «занято», пользователи отказывались от дальнейших попыток, что приводило не только к негативной реакции абонентов на пользование телефонной связью, но и к недополученной мобильными операторами прибыли.

В течение 2003 г. специалистами МТТ было налажено взаимодействие с сетями таких «альтернативных» фиксированных операторов, как «Зебра Телеком», «МТУ-Информ», с рядом региональных операторов и т.д. К концу 2003 г. к транзитной сети МТТ были подключены 39 операторов сетей фиксированной связи.

По итогам 2003 г. количество абонентов мобильной связи в России превысило количество абонентов фиксированной связи. Доходы компаний мобильной связи составили существенную часть доходов всей российской телекоммуникационной отрасли. Характеризуя сложившуюся ситуацию, министр РФ по связи и информатизации Л.Д. Рейман отметил, что услуги подвижной радиотелефонной связи стали более доступными, чем услуги фиксированной телефонной связи. «Это, в свою очередь, потребует внесения корректировок в принципы и методы государственного регулирования отрасли, которые должны быть направлены на дальнейшее развитие конкуренции и снижение роли государства в регулировании хозяйственной деятельности участников рынка», - сказал он.

Общий объем предоставленных услуг электросвязи в 2003 г. достиг 359,1 млрд руб. (около 13 млрд долл.). При этом доля традиционных операторов (естественных монополистов) на рынке составила около 40 %, а новых операторов связи - 60 %. На долю операторов сотовой связи России доход составил около 5 млрд долл..

Для компании «Межрегиональный ТранзитТелеком», не только развивающейся вместе с российским телекоммуникационным рынком, но и ставшей одной из основных движущих сил этого развития, данный период также стал этапным. В канун 10-летнего юбилея было принято решение об изменении юридического статуса компании. 28 августа 2003 г. на общем собрании акционеры приняли решение о преобразовании компании из закрытого акционерного общества в открытое акционерное общество «Межрегиональный ТранзитТелеком». 4 сентября 2003 г. было получено свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи за № 2037705073404 о государственной регистрации ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком».

А 24 декабря 2003 г. решением Государственной комиссии по электросвязи была принята Генеральная схема развития общей транзитной сети для федеральных сетей сотовой подвижной связи на период до 2010 г., которая определила пути дальнейшего развития МТТ. Утверждение Генеральной схемы развития транзитной сети означало, что российским телекоммуникационным сообществом на высшем уровне одобрены предложенные в этом документе решения и перспективный план развития сети МТТ.