In 2001 the Russian mobile market marked the 10th anniversary of its emergence. The anniversary year became a landmark in the history of the entire mobile industry in Russia. By late 2001 the Russian mobile market had become second largest in Central and Eastern Europe.

There was a qualitative change in operators connected to the MTT transit network, with 42 operators using the NMT-450 standard and 46 providers using GSM. Active cooperation with GSM operators demanded new services. On 7 February 2001 MTT announced new services, such as WAP-access and WAP-roaming. Operators without the necessary equipment used the WAP-access service under their own name. Operators with WAP equipment provided WAP services in roaming via MTT.

In 2001 MTT experts pondered the strategies to further promote the company in the regions. Although MTT paid operators’ share for access to the transit network, transit switching centres were still used to connect to MTT. The system lacked convenient uniform technical means to directly connect regional operators to the transit network. The decision was taken to create them.

MTT started building access nodes of the transit network. The new equipment to directly connect to MTT’s network significantly facilitated the interaction between regional mobile operators and Multiregional TransitTelecom. Each operator had an access point at hand. There was only a need to create the “last mile” to this AP, and the transit problem was solved. The access nodes reduced the cost of MTT’s services and allowed the company to reconsider and optimize its tariff policy. Access nodes were actively created, with the first 17 built in different regions within the first year.

In 2001 MTT took part in C7 Planning Meeting for the first time. The seminar can be traced back to the mid-1990s, when representatives of leading foreign telecom operators decided that there was a need for regular meetings to discuss further development and coordinate policies. The participants meet to discuss interaction rules and procedures between signalling providers of roaming in GSM networks. Since 2001 Multiregional TransitTelecom has engaged in the discussion on a par with internationally recognized providers using SS7. This close cooperation allows MTT to provide Russian subscribers with roaming in virtually any GSM network around the world.

MTT’s international activity is not confined to participation in C7 Planning Meeting. From its early days the operator has been willing to be viewed as a serious player in the telecommunications market. Already in 1995 MTT took part in the Geneva World Exhibition and Forum on Telecommunications and Information Technology ITU Telecom World (Switzerland), which is one of the most prestigious forums in the world of communication. MTT has participated in all subsequent events held in 1999 and 2003. In 1995 MTT’s participation was considered just a stepping stone, but in 2003 Multiregional TransitTelecom was regarded at ITU Telecom World as an operator, which is well-reputed and well known in the international arena, and whose opinion is valued by many participants. MTT also maintains contacts with international partners at international exhibitions held in Russia, including Norwecom, Sviaz-Expocomm, and Infocom, where it traditionally takes part. MTT’s representatives regularly make presentations and reports at seminars and conferences on the development prospects of Russia’s telecommunications market.

To study the development trends of telecommunications markets and to exchange experience MTT experts regularly attend international conferences and exhibitions of equipment and communication systems, including such important events as World 3GSM Congress (France), CeBIT (Germany) and Congress 3G (Asian states). Since 2001 MTT has been a full member of the NMT International Association (now called IA- 450) and an associate member of the GSM Association, and has regularly participated in meetings of the corresponding working groups.

By late 2001 Russia had 7.75 million subscribers of mobile networks, reports the Russian Ministry for Communications. The increase in the number of subscribers amounted to 238 % as compared with the 2000 results. Mobile communication was used by 5.5 % of the population, with the Central Federal District accounting for 12.6%, and the North -West for 7.3%. For other districts this figure ranged from 1.8 to 3.6%.

В 2001 г. российская сотовая связь отмечала 10-летний юбилей своего развития. Юбилейный год во многом стал этапным для всей отрасли мобильной связи в России. К концу года российский рынок мобильной связи стал вторым по величине среди стран Центральной и Восточной Европы.

Изменился процентный состав операторов, подключенных к транзитной сети МТТ - из 88 подключенных сетей 42 работают в стандарте NMT-450 и 46 - в стандарте GSM. Активная работа с GSM-операторами потребовала от МТТ внедрения новых услуг. 7 февраля 2001 г. МТТ объявил о вводе в эксплуатацию таких сервисов, как «WAP-доступ» и «WAP-роуминг». Операторы, которые не имели собственного оборудования для оказания WAP-услуг, пользовались услугой «WAP-доступ» МТТ, предоставляя ее своим абонентам от собственного имени. Операторы, владевшие WAP-оборудованием, охотно пользовались услугами МТТ для предоставления WAP-сервисов своим абонентам в роуминге.

В 2001 г. специалисты МТТ задумались над программой дальнейшего продвижения в регионы. Несмотря на то что МТТ взял на себя оплату каналов доступа операторов к транзитной сети, точкой присоединения операторов к МТТ по-прежнему оставались транзитные центры коммутации. Удобных, единообразных технических средств для подключения операторов к транзитной сети непосредственно в регионах не было. Поэтому в МТТ было принято решение создать их.

Началась программа строительства узлов доступа к транзитной сети. Появление оборудования для подключения к сети МТТ непосредственно в регионах значительно упростило взаимодействие между сотовыми операторами и «Межрегиональным ТранзитТелекомом». Операторы получали точку доступа у себя «под боком». Им оставалось только организовать «последнюю милю» до этой точки, и задача организации транзита была решена. Для МТТ введение этих узлов доступа (УД) позволило снизить себестоимость предоставляемых услуг и оптимизировать тарифную политику. Строительство узлов доступа шло активно, в течение первого года существования программы было построено 17 УД в разных регионах России.

В 2001 г. МТТ впервые принял участие в семинаре «C7 Planning Meeting». История этого семинара началась в середине 1990-х гг. Тогда представители ведущих зарубежных операторов телекоммуникационных сетей пришли к выводу о необходимости проведения регулярных встреч для обсуждения вопросов дальнейшего развития и координации деятельности. Участники семинара «C7 Planning Meeting» обсуждают правила и процедуры взаимодействия провайдеров сигнализации, обеспечивающих роуминг в сетях GSM. С 2001 г. «Межрегиональный ТранзитТелеком» участвует в обсуждении этих вопросов наравне с признанными в мире провайдерами услуг, реализуемых на сетях ОКС-7. Благодаря такому тесному сотрудничеству, на сегодня МТТ обладает возможностью обеспечить для российских абонентов роуминг практически с любыми GSM-сетями по всему миру.

Участием в семинаре «C7 Planning Meeting» не исчерпывается международная активность МТТ. Практически с первых дней своего существования оператор стремился заявить о себе, как о серьезном игроке на телекоммуникационном рынке. Уже в 1995 г. МТТ принял участие в одном из самых представительных форумов в мире связи - Всемирной выставке-форуме по телекоммуникациям и информационным технологиям «ITU Telecom World» в Женеве (Швейцария). Разумеется, МТТ принимал участие и во всех последующих мероприятиях этого цикла в 1999 и 2003 гг. Но если в 1995 г. участие МТТ было скорее заявкой на будущее, то в 2003 г. «Межрегиональный ТранзитТелеком» выступал на «ITU Telecom World» в ранге солидного оператора, хорошо известного на международной арене, к мнению которого прислушиваются многие участники рынка.

Контакты с международными партнерами поддерживаются и во время проводимых на территории России международных выставок «Норвеком», «Связь-Экспокомм», «Инфоком», которые также не обходятся без участия МТТ. Представители оператора регулярно выступают с докладами и информационными сообщениями на семинарах и конференциях по перспективам развития телекоммуникаций в России.

Для изучения тенденций развития зарубежных телекоммуникационных рынков и обмена опытом специалисты МТТ регулярно посещают международные конгрессы и выставки оборудования, систем и средств связи, в том числе такие представительные мероприятия, как «World 3GSM Congress» (Франция), «CeBIT» (Германия), «Конгресс 3G» (страны азиатского региона).

С 2001 г. МТТ является полноправным членом Международной ассоциации NMT (ныне IA-450) и ассоциированным членом Международной ассоциации операторов GSM, регулярно участвуя в совещаниях их тематических рабочих групп.

По данным Министерства связи РФ, в конце 2001 г. в России насчитывалось 7,75 млн абонентов сетей подвижной связи. Прирост количества абонентов составил 238 % по отношению к 2000 г. Уровень проникновения сотовой связи в целом по России составил 5,5 %. При этом в Центральном федеральном округе проникновение составляло 12,6 %, в Северо-Западном – 7,3 %, а в остальных округах этот показатель колебался от 1,8 до 3,6 %.